мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Свобода с приставкой НЕ

Свобода! С ранних лет это слово фиксируется в нашем сознании наряду с любовью и счастьем, в то же время являя собой совершенно особое и, не в меньшей степени, желанное состояние. Ценностный ряд таких слов неслучаен.

Высшие ценности на то и высшие, они не должны быть достижимы, и при всей своей трудной осмысляемости остаются интересными и привлекательными, причем для каждого индивидуально. Понимание близости достижения ценностей, на мой взгляд, заложено в процессе стремления к их достижению. Вот и договорились, значит чтобы стать свободным, нужно что-то делать! Это первая мысль.

Перебрав ассоциации свободы, думается мне, что свободными могут быть люди творческих профессий. Если в размышлении о свободе идти за Вольтером, считавшим, что делать то, что доставляет удовольствие — значит быть свободным, то логично предположить обязательное наличие в «свободе», помимо какого-то действия, еще и временного промежутка, полагая, что свобода это какой-то отрезок бытия, и что при его достижении наступит… А что наступит, счастье? Вот те раз! Счастлив тот, кто свободен, в свою очередь быть свободным — быть счастливым. Замкнуто как-то получается, несвободно как-то! Помните у Станислава Лема: Сепулькарий — место для сепуления. Сепуление — то, чем занимаются в сепулькариях, но у Лема это было просто забавно, а нам непременно надо знать, что должно произойти, чтобы понять, что ты по-настоящему свободен? И, позвольте осведомиться, откуда мы в это желанное состояние свободы-счастья придем? Очевидно, самое страшное — из несвободы! Это вторая мысль.

Ну да, скажете вы, нашел пример — жизнь творческих людей. Конечно, для многих это упоение свободой мысли, слов и действий. Возбуждает наше воображение тонкая грань перехода из одного состояния в другое, может, это и называется поиском истины? Для творческих людей эти «переходы» становятся доминантой жизни, её смыслом и содержанием, её единственной целью. А что делать остальным? Жить с мыслью о несвободе, стремиться к «золотой клетке», старательно обманывая себя, маскируя для окружающих, или еще хуже, подменяя себе свою несвободу, её материальными, финансовыми или социальными «плюсами», её показушной сытостью и довольством жизни?

Познавая мир как борьбу и единство противоположностей, воспринимая окружающее через черно-белый контраст и прочую «право-левость», мы формируем свой фарватер восприятия мира, если хотите, то границы дозволенного, в том числе и поведения. Границы осознанного, предсказуемого и понятного всем и каждому, зачастую этим и скучного, преодолевая которое испытываешь удовольствие, о котором, наверное, и говорил Вольтер. Это третья мысль.

Да, область творчества дает возможность почувствовать себя свободным, пока горит свеча, а потом? Потом будет мрак несвободы и желание вкусить её вновь, поиск музы и озарение. Таким образом, даже вроде бы свободный во взглядах и действиях фотограф в поисках счастья от занятия тем, что доставляет ему удовольствие использует, как это ни странно, видоискатель камеры, выхватывая наиболее интересные отрезки реальности и обрамляя их даже очень красивыми, но все же рамками-границами. Это четвертая мысль.

В этом смысле вспоминается анекдот, в основе которого разговор умирающего мужа и сокрушающейся над ним жены — верной подруги жизни, в котором муж, вспоминая все свои проблемы и неприятности, вдруг понимает, что почему-то когда ему было плохо, всякий раз была рядом… именно жена. Так и свобода в полной мере познается только в близости её диаметральной противоположности — свободы с приставкой НЕ. Это пятая мысль.

Итак, получается, чем больше несвободы, тем сильнее желание вырваться из её рамок, тем сладостнее вкус желаемого состояния. Да здравствует несвобода? Простите, не слишком ли я свободен в своих высказываниях?... :)))

Ещё в блоге:

Смотри, что берёшь, иначе... выздоровеет!
Смотри, что берёшь, иначе... выздоровеет!

Мало кто из моих коллег помнит то славное время, когда применялся не только основанный на объективном знании комплексный подход в лечении заболеваний кожи и санации инфекций передающихся половым путём, но и использовались при этом иммуностимуляторы, особенно для лечения поздних форм сифилиса. Байки из триппер-бара продолжаются…

Неслучайно, только в Риме, он мог писать и думать о России
Неслучайно, только в Риме, он мог писать и думать о России

«О России я могу писать только в Риме. Только там она представляется мне вся во всей своей громаде», — Гоголь писал Плетневу, тому, который, между прочим, познакомил его с Пушкиным. Почему не где-нибудь, а именно в Риме, именно в Италии? Ну ведь не из-за любви же к хорошей обуви, страсти, от которой Гоголь не избавился до самой смерти. Если нет, тогда скажите, где найти сил сдержать себя? Как не возразить писателю? Разве что, здесь, в России, среди бескрайности земель и душ написать об Италии? Но ведь нет ничего… сложнее
 

Буйвол. История создания кастом-мотоцикла
Буйвол. История создания кастом-мотоцикла

День в день ровно 5 лет, в мастерской Михаила Шаромова, мы создавали этот уникальный кастом-мотоцикл по имени Буйвол с двигателем Harley Davidson V-ROD. От идеи и концепции, дизайна и воплощения в каждой технической детали, через годы созидания и вдохновенного творчества к окончательной сборке и постановке на учёт. Об этом в моём короткометражном фильме "Буйвол. История создания кастом-мотоцикла".