мои проекты
Фото Видео Блог Книги
Сергей Гольцов
служу искусству врачебного сомнения
РУС | ENG

Ханты, ненцы и... масаи!

Не случайно в Африке каждый из тех, кто там был, видит что-то свое. Совершенно точно известно, что Африка является колыбелью человечества. Здесь в ущелье Олдувай на севере Танзании были обнаружены самые древние останки человека, жившего на земле.

Отправившись в продолжительную этнографическую экспедицию в качестве врача, и выполняя свои профессиональные задачи, я увидел Африку глазами ученого.

Мне показалось, что именно здесь сосредоточены первозданные знания человечества, которые мы открываем для себя вновь. Оговорюсь, что путь был не легок, но это только добавляло эмоций и ощущения того, что ты путешественник.

Солнечная погода сменялась дождями, а более или менее нормальная дорога, саванной

Вам может показаться странным, но между стволовыми клетками и такими племенами, как датоги, масаи, барабаиг, много общего. Эти племена очень древние и за многие века сохранили самую большую ценность — знания.


При всей своей кажущейся отсталости — они удивляются от зеркал, не знают, что такое фотоаппарат и уж тем более интернет — на самом деле те же датоги в отличие от нас глубоко убеждены в том, что знания — это величайшая ценность на земле. Спросите у нас, и девять из десяти начнут перечислять, что для них самое ценное: деньги, недвижимость, положение в обществе и только люди старой закалки, читающие люди скажут вам, что самая величайшая ценность — это все-таки знания. И что самое интересное, африканские племена сохраняют эти знания, передают их из поколения в поколение, преумножают их, и это обуславливает непрерывность развития их культуры на протяжении веков.

К моему удивлению знахари (выполняющие роль врачей в племенах) знают, что нужно делать с пуповиной при рождении ребенка. Не обладая знаниями о стволовых клетках кордовой крови, тем не менее они откуда-то знают об их удивительных возможностях к восстановлению организма человека, оздоровлению, улучшению иммунитета.

После родов у младенца оставляют отросток пуповины длиной 5–7 см, пока он сам не отсохнет и не отпадет. Саму пуповину не сжигают, к ней относятся бережно, как к святости. Одни народности ее сушат, делают из нее веревочки, и когда становятся взрослыми, вплетают высушенную пуповину в одежду, заплетают в волосы, подвешивают к своему жилищу, верят в то, что она придает им магические силы. Не менее бережно относятся к пуповине и наши северные народности.



Интересно, что примерно то же делают с пуповиной после родов ханты и манси. Они укладывают пуповину в берестяную колыбель. Из старой бересты делается колыбель не только для ребенка, но и вместилище для пуповины. На хантыйском языке оно называется «пуклем савум». На мансийском — «няврен сам». У ханты и манси считается, что младенец находися во власти нечистой силы, во власти духов земли до момента пока остаток пуповины не засохнет и не отпадет сам.

Я был поражен этими традициями. Что интересно, в своей лаборатории мы провели исследование с клетками, находящимися в пуповинной крови, естественно при одобрении этического комитета и соблюдения всех формальных разрешительных процедур. Так вот, после высушивания клеток на их поверхности остается вещество, которое обладает мощнейшим противовоспалителным антибактериальным и репаративным (восстанавливающим) действием. И это через год после высушивания!

Находясь в Африке, я понял, что живущие там племена, не обладая знаниями о клеточных технологиях, не имея дорогостоящей аппаратуры для изучения стволовых клеток, они пришли к тем же знаниям задолго до нас благодаря поступательному развитию, умению заимствовать и подсматривать у природы.



У нас и африканцев разные условия проживания, разная природа вокруг и условия жизни. Но, первозданная основа практически идентична что у африканцев, что у ненцев, хантов, масаев, датогов, если говорить о таких ценностях как рождение ребенка, роль женщины, отношение к скоту, которому придается не меньшее значение, чем пуповине. Нам очень сложно будет правильно понять, как будет счастлива супруга, когда муж назовет ее… скотиной. Для женщины из племени масаи это будет самый большой комплимент, равносильный признанию в любви и вечной верности. Африканцы не строят ферм, они живут по принципу достаточности, зная на подсознательном уровне, сколько им нужно от природы. В отличие от нас они не берут от природы ничего лишнего.



Их рацион питания меня тоже удивил, уже как врача. Питаются масаи кровью скота, смешивая ее с коровьим и реже козьим молоком. Так же как и наши ханты, они едят сырое мясо. Удивительно и то, как они его готовят — его не жарят, не варят, они его подвешивают к крыше хижины и вялят. Еще одна параллель с нашими коренными народами Севера! Чаще всего масаи пьют свежевыпущенную кровь скотины.

Делается это двумя спосбоами: либо во время забоя скотины, либо у живой скотины перерезается острым ножом на ноге в определенном месте артерия. Полученную кровь тут же смешивают с молоком и пьют, а ранку замазывают навозом. И скотина продолжает жить. Точно так же мы получаем у барана эритроциты для лабортаторных исследований. С точки зрения науки употребление в пищу крови вполне объяснимо — это необходимый для жизни набор белков, который укрепляет иммунитет, запускает в организме определенные реакции, направленные на восстановление поврежденных тканей и внутренних органов, на избавление от мутаций, которые происходят в нашем организме ежесекундно и могут приводить к раковым и прочим заболеваниям. Может быть поэтому масаи, которые пьют свежую кровь, живут по 90 лет.



Нужно понимать, что питье свежей крови для африканцев это многовековая культура, которая передается из поколения в поколение. Если же нам взять и поменять рацион питания, то будет не лучше, а только хуже. У нас тоже своя культура потребления пищи, и составляющих ее белков, жиров, углеводов и менять ее, особенно резко, чревато.

Но, самое интересное, когда заболевает взрослый представитель племени датогов, масаев, что делает местный знахарь кроме того, что бьет в бубен и поет песни, отгоняя злых духов? Он идет — не поверите! — в то место, где после рождения была спрятана пуповина и плацента заболевшего человека. Только он знает, где она спрятана, что с ней нужно делать, чтобы облегчить человеку страдания. Он передает свои знания — чаще всего своим детям — из поколения в поколение. В этом и ценность знахаря, который следит за здоровьем племени.

Знахарь дастает высушенную за многие годы пуповину и плаценту, смешивает ее — думаете с чем? — с молоком! Молоко в данном случае является биополимером. Не поверите, но еще задолго до экспедиции в нашей лаборатории был создан Цельгель для эффективного ранозаживления. В своей основе он тоже содержит два основных компонента...

И я думаю, что во время следующей экспедиции африканский континет позволит мне еще больше приоткрыть завесу тайны, которую природа очень тщательно охраняет от человеческих глаз, от микроскопов и других технических методов исследования. Я убежден в том, что Африка кроет в себе большое количество тайн, которые человечеству предстоит открывать в течение длительного времени. Не случайно именно Африка всегда привлекала крупных политических деятелей, влиятельных вождей государств. Интересовался Африкой Наполеон, интересовался Африкой Гитлер, интересовались Африкой римские императоры. Заметьте, их интересовал не Китай, хотя мы все прекрасно знаем, что китайцы еще 5 тысяч лет назад изобрели письменность и бумагу, а именно Африка. Наверное, это связано с тем что Африка является неким хранилищем знаний. Не ценностей и ископаемых, которые есть в отдельных странах и из-за которых возникают конфликты, а именно хранилищем культурных ценностей, поэтому свою Африку можно открывать всю жизнь.

Ещё в блоге:

В поисках затерянного во времени племени
В поисках затерянного во времени племени

Это потом спросим мы себя, куда и зачем мы пошли? Подумалось так еще под вывеской ПОЛИЦИЯ ПО КАННИБАЛИЗМУ... Но, было уже поздно, теперь только вперёд, утешая себя тем, что мы одни из немногих на этой планете, кто был дальше этой вывески. Далее...

 

Концептуальное оздоровление отрасли здравоохранения
Концептуальное оздоровление отрасли здравоохранения

В статье показано, что проблемы отрасли здравоохранения имеют стратегический характер, поэтому существенное влияние на базовые показатели отрасли (заболеваемость, продолжительность жизни и трудоспособность населения) могут оказать только стратегические решения о её развитии. Выявлена концептуальная природа состояния отрасли, обосновывающая необходимость её концептуального проектирования. Предложен сценарий инновационного обновления отрасли на основе концептуальных технологий, учитывающий системный подход и культурный контекст в их неотделимости.

Ключевые слова: отрасль здравоохранения, концептуальное проектирование, инновационный сценарий, системный подход, культурный контекст

Один из обязательных городов на пути к папуасам — Джакарта
Один из обязательных городов на пути к папуасам — Джакарта
Хочется выдохнуть! Экспедиция Живая Параллель, 2013, в Папуа Новая Гвинея состоялась! Ура! А могло быть иначе... Но, не будем о грустном, будем об интересном, итак... Джакарта – первое, что встретилось.
 
 
Смотри, что берёшь, иначе... выздоровеет!
Смотри, что берёшь, иначе... выздоровеет!

Мало кто из моих коллег помнит то славное время, когда применялся не только основанный на объективном знании комплексный подход в лечении заболеваний кожи и санации инфекций передающихся половым путём, но и использовались при этом иммуностимуляторы, особенно для лечения поздних форм сифилиса. Байки из триппер-бара продолжаются…