ЗАСТЫВШАЯ БИОЭВОЛЮЦИЯ
Научная экспедиция – это тоже священнодействие, ритуал, в ходе которого ученые добывают у природы тайны, делают открытия. Целью экспедиции «Живая параллель EXPERIENCE» стало изучение культуры папуасов, их социальной и биологической составляющих.
Папуа-Новая Гвинея с научной точки зрения интересна тем, что это настоящая изолированная резервация, созданная самой природой. Со стороны моря к этому острову невозможно подплыть, корабль, лодка просто разобьются об острые рифы. Предки нынешних папуасов, австралопитеки, придя на эту землю, оказались отрезанными от Австралийского континента из-за тектонического разлома плит, и все это время жили в изоляции. Они не имели возможности продвигаться на север или на юг и в то же время оказались в идеальных климатических условиях. Жизнь на острове не развивалась: ни культурно, ни социально, ни биоэволюционно, сохранившись, по сути, в своем первозданном виде. Человеку ни к чему было приобретать какие-то дополнительные навыки: ему не угрожало изменение погоды, а, следовательно, не нужны одежда, капитальные дома, не менялись флора и фауна, а, следовательно, ни к чему изыскивать новые источники питания, применяя при этом технологии коллективного труда, как тысячу лет назад ели саговую пальму, так делают и теперь. Им грозило перенаселение, но они с успехом решили этот вопрос, задействовав войны и каннибализм.
Одна из господствующих сейчас теорий гласит, что жизнь на Земле зародилась именно в этом месте – на экваторе, в идеальных условиях, когда не меняется температура, а, следовательно, остаются устойчивыми и остальные сопутствующие факторы. Уже позже при продвижении живых организмов на север или на юг они начинались меняться, эволюционировать. Теория Дарвина, например, утверждает, что развитие происходило через естественный отбор, т.е. выживали наиболее приспособленные, обладающие полезными наследственными признаками. А теория Ламарка утверждает «закон наследования приобретенных признаков». По его мнению, длинная шея жирафов возникла из-за того, что они поколение за поколением тянулись шеи вверх, пытаясь достать листья с деревьев, и таким образом «упражняли шею», и она становилась длиннее и длиннее.
Биоэволюция – это необратимое историческое развитие живой природы, которое сопровождается изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. В отношении папуасов Новой Гвинеи биоэволюция как бы застыла, ибо никаких новых полезных навыков им приобретать было не нужно – ничего не менялось в окружающем мире.
Есть одно шуточное утверждение, мол, труд сделал из обезьяны человека. В этой шутке есть доля правды. Современные ученые считают, что человеческая социальность имеет не биологическое, а производственное происхождение. Человечество всякий раз делало крупный рывок вперед, когда оно овладевало новой сложной технологией. Как правило, данные технологии были коллективными, они требовали создания коллектива, рамки которого были ограничены не инстинктами, как у других животных, а степенью сложности новой технологии, что по определению является небиологическим фактором. Вот почему человеческая социальность отличается особой, не биологической, а технологической природой. Чем значительнее производственные технологии, тем крупнее и сложнее устроено общество.
Почему общество папуасов не смогло выйти из каменного века? Они не смогли самостоятельно овладеть технологией обработки металла. А вследствие своей изолированности от внешнего мира им не удалось перенять эту технологию от других. Мы пытались предложить караваям металлические мачете. Оно показалось им неудобным. Может, оно и к лучшему. Ведь в данном случае мы привнесли бы не технологию, а лишь орудие, с помощью которого можно не только быстрее рубить саговые пальмы, но и «сподручнее» убивать людей. Хотя, несомненно, короваи, как всякие человеческие существа крайне любопытны, им интересно все новое. Если бы видели, с каким интересом и радостью они принимали в подарок фонарики, украшения, одежду.
Многие из нашей экспедиции боялись заразиться чем-нибудь от лесных жителей. Мне как врачу приходилось объяснять, что не они для нас, а мы для них представляем угрозу, мы, люди с иммунитетом, натренированным вакцинированием, борьбой с антибиотиками, дезинфекторами и прочими «прелестями цивилизации». Мы приносим с собой устойчивую микробиологическую «бомбу», которая со временем может уничтожить лесных жителей.
Как бы там ни было, экспансия человека на последние, не тронутые цивилизацией места, конечно же, продолжится...
И эволюционные трансформации все же окажут на них влияние, а с нами в этот раз они сыграли очередную шутку, превратив их в нашем сознании в кровожадных пожирателей людей. И неизвестно, как бы мы себя повели, оказавшись в этих условиях вооруженными не только техникой, но и изощренными способами уничтожения себе подобных.
Может, именно об этом думал Антон – короваи, наш проводник, каннибал, съевший не одного врага, и человек, спасший своих родителей, убив их, но не отдавший их врагу, папуас, который в отличие от нас и своих братьев, знает законы как зеленых джунглей, так и серых каменных. И как мне показалось, в этих ему жить проще, честнее что ли...
Ощущение грусти снова, уже в который раз на этом далеком от Родины острове, охватило как нас, так и короваев. Молча прощались, зная, что не свидимся уже никогда.
Воины леса, повелители джунглей, затерянные во времени племена с остановившейся культурой и эволюцией, многому мы научились здесь за эти несколько дней. А что дали Вам мы? Неизвестно… Но, надеюсь, что хотя бы не навредили...