Watch the movie and read the book electronically for free here.
Остаются считанные дни времени пребывания экспедиции Живая Параллель в Перу. Изучив тексты, увидев множество подтверждений мифов и обоснованности сведений об инках, встретившись с представителями разных социумов, возникших вследствии испанского завоевания, настало время разделить реальную жизнь с последними потомками инков. Благо, это оказалось реальностью, поскольку наш проводник Элвис, родом из народности кечуа, являющейся прямым наследником культурных традиций инков, видя нашу искреннюю (не туристическую) потребность пожить в культуре, любезно пригласил посетить его деревню.
Тепло и радушие, с которыми нас встретили кечуа, были обворожительны, а понижение высоты до 2900 метров «отпустило» наши головы и существенно добавило радости от происходящего, особенно при игре в футбол с местной детворой.
В основе социальной организации кечуа лежит... не поверите, друзья, опять микс, мы как то обсуждали, что самые удивительные вещи рождаются на стыке явлений, так и кечуа - это смесь индейской и крестьянской общины, которую объединяет кровное родство и веками занимаемая территория, совместный земледельческий и скотоводческий труд который реализуется, да-да... общинным распределением плодов матери-земли.
Но, оказалось, что миксование не исчерпывается только социальной сферой, кечуа практикует синкретизм, я имею ввиду религиозный синкретизм – смесь андской и католической религии. Первая, основанная на язычестве, помогает им оставаться ближе с природой, а вторая, в то же самое время, объясняет мироустройство и определяет ценностные ориентиры.
Поскольку таких общин только в Перу несколько тысяч, то цвета их одежды (не сочтите её за бутафорскую или специально для нас одетую, это реально повседневный стайл), разные у каждой из общин. С детства прививаемая способность к различению проявилась и во взрослости. А вот, вызвавший неподдельный интерес, мужчина в женской одежде, оказался символом женщины, которая ничего не умеет по хозяйству, но при этом хорошо танцует, поёт и с ней весело. Считается, что такая женщина отрицательный персонаж (на наш взгляд довольно спорное утверждение, не так ли?).
Занимаясь сельским хозяйством, выращиванием невероятного разнообразия культур и коки, разведением альпака (из семейства верблюдов, с уникальной шерстью), кечуа до сих пор практикуют товарно-сырьевой обмен, что также является механизмом их социализации и развития. Всё, что они изготавливают, действительно очень высокого качества. Нам удалось оценить изделия из шерсти и ткани, которые окрашивают натуральными красителями, изготавливаемыми из насекомых, ягод и кварца и поставляются в лучшие дома мод.
Однако, самое удивительное, наряду с фотографиями, конечно, это диалоги с кечуа, которые часто осуществлялись через несколько языков: русский – испанский – кечуа и обратно, надеюсь, что это не сильно искажало смысл сказанного.
Элвис вызвал первое удивление, спросив нас, как я должен с вами говорить, как проводник или как горожанин? Это было прекрасно, видя насколько серьёзно он относится к ответам на наши вопросы.
— Мы, говорит Элвис, как представители расы кечуа чувствуем, что культура исчезает, размывается, огромное влияние на нее оказывают технологии, глобализация, и здорово, что вы интересуетесь культурой, потому что это то немногое, что помогает нам её сохранить демонстрируя вам.
— 14% кечуа живёт за чертой бедности, работая за еду, но как раз они, не умеющие читать и писать – истинные потомки инков, будучи изолированы от всего нового, они являются носителями культуры, но поскольку они не очень понимают своего значения, то их часто используют в политических разборках.
На вопрос, заданный автором и руководителем нашей экспедиции, профессором Теслиновым, чему можно поучиться у кечуа, Элвис, слегка задумавшись, глядя в пустоту, вдруг подняв подбородок, гордо и многозначительно произнёс:
– Уважению к природе и друг другу!
Помня о том, как Элвис рассказал о ежегодном празднике, когда мужчины и женщины могут официально бить друг другу, простите, в морду, выясняя отношения, мы поняли, что у кечуа есть потенциал к развитию, но он настолько глубоко скрыт за неподъёмной ношей исторического наследия инков, что вынужден проживать в ожидании... лидера, который всех объединит и поведет за собой.
Много ещё было разговоров, встреч и откровений, всего не описать, но следующим уроком исследования закономерностей развития культур, стало то, что ценности это инстинкты культуры. Многократно повторяемые, они архаично зацикливают её в ожидании импульса к развитию... тому, что определит надстройку над биологической сущностью человека, которая как известно представлена: размножением, добычей еды и главенством в стае.
Мы прощаемся с Куско и идём в Пуно – в город на юго-востоке Перу, аккуратно расположенный на берегу высочайшего в мире озера Титикака, на высоте 3800 метров.
Живая Параллель, Перу, Куско